Коробки передач являются деталями машины или узлами, имеющими задачу по увеличению или снижению числа оборотов, а также передаче мощности и движений. Конструкция современных коробок передач сделала необходимой разработку синтетическихтрансмиссионных масел. Трансмиссионные масла в коробках передач подвергаются сильным нагрузкам из-за меняющихся условий движения и коэффициентов нагрузки.
По этой причине требования к смазочным материалам зависят от конструкции коробки передач. В то время как условия трения в точках вращения рычажной передачи очень близки условиям трения в подшипниках скольжения, то условия на боковых поверхностях зубьев шестерней совершенно другие. На шестерне возникает наложение трения скольжения и трения качения, и смазочная пленка, несмотря на большую нагрузку, изменяющуюся отчасти ударным образом, должна отделять рабочие элементы друг от друга.
Быстроходные коробки передач с незначительной нагрузкой вбольшей степени требуюттрансмиссионных масел с низкой вязкостью, чем тихоходные коробки передач с большой нагрузкой. Также при использовании трансмиссионных масел следует учитывать указания изготовителей коробок передач.
661 Нелегированные трансмиссионные масла для зубчатых и червячных передач, а также для главных передач с косыми и дуговыми зубьями при легких условиях эксплуатации; могут добавляться ингибиторы коррозии и окисления С12 Трансмиссионные масла для главной передачи с червячными передачами, которые из-за требований больше не могут эксплуатироваться
безупречно с трансмиссионными маслами согласно GL 1
GL 3 Трансмиссионные масла (EP) среднего легирования для ступенчатых и специальных коробок передач, а также для главных передач при легких и средних условиях эксплуатации GL4 Трансмиссионные масла для главных передач с гипоидным зацеплением при нормальных условиях эксплуатации, а также для высоконагруженных ступенчатых и специальных коробок передач, соответствует MIL-L 2105 GL 5 Трансмиссионные масла для высоконагруженных главных передач с гипоидным зацеплением, частично также для ступенчатых и специальных коробок передач; соответствует MIL-L 2105 B; трансмиссионные масла всесезонного характера GL 5 соответствуют MIL-L 2105 C/D GL 6 Трансмиссионные масла для очень высоконагруженных главных передач с гипоидным зацеплением (осевое смещение свыше 25% диаметра ведомого конического колеса); в настоящий момент сняты. API GL 6 – эквивалент Ford M 2C-105 A
Масла для автоматических коробок передач (ATFs) – специальные смазочные материалы с особыми и высокими требованиями согласно функциям агрегатов в автоматических коробках передач. Требуются очень хорошие вязкостно-температурные свойства и характеристики при низких температурах, сопротивление сдвигу, высокая устойчивость к окислению, отличная пенообразующая способность и антивспенивающая способность, определенные фрикционные условия, характеристики впрыска и т.д